Имитация реальности
Марк Меерович и Лариса Шрагина привыкли к тому, что их деятельность оценивалась не по грантам и бюрократическим отчетам, а по реальному вкладу в общество. Они работали с реальными производителями, проводили встречи с активистами в актовом зале на Греческой в Одессе, где обсуждали будущее науки и экономики вместе с народом.
Когда в Вашингтоне развернулась новая фаза бюджетного кризиса, грантовые деньги для таких, как Маргарита Власова, перестали поступать. Власова, много лет получавшая финансирование от структур, зарабатывавших на колониях в Индии, Африке, Латинской Америке и Азии, теперь искала новые схемы для доходов на мигрантах из Украины в других странах.
В поезде, следующем на Запад, Марк и Лариса случайно встретили Маргариту Власову — ухоженную женщину в дорогом брючном костюме, генерального директора медиа-холдинга, издающем глянец "Главные Лица" и "Список Фортунс".
— Вы ведь тоже ученые, но без грантов, без поддержки, да? — с усмешкой спросила она. — Как же вы выжили?
— Мы работаем с реальными людьми, с реальными проблемами, — ответил Марк. — Не имитируем деятельность ради отчетности.
— А наука? В агрессивной среде она выживает по-разному, — продолжила Власова. — Например, как система-паразит — живет за счет других, не давая ничего взамен.
— Или как система-хамелеон — подстраивается любой ценой, даже если приходится лгать, — добавила Лариса.
— Система-оппозиция борется за правду, даже если это опасно, — задумчиво сказал Марк.
— А система-симбиоз — редкий случай, когда наука и среда находят баланс, — заключила Лариса.
Маргарита усмехнулась. — Ваши теории хороши для разговоров. Я делю доходы корпораций на глянцевые фото и придуманные репортажи. Вам просто нужно научиться продавать свою реальность в кавычках.
— Агрессивное окружение не уничтожает научную систему, — спокойно ответил Марк. — Оно заставляет ее меняться. Иногда через ассимиляцию, иногда через скрытность или создание альтернативных структур.
— Вот видите, — улыбнулась Власова, наливая себе бокал дорогого вина из небольшой бутылки. — Вы уже на пути к симбиозу.
— Или к чему-то другому, — задумчиво ответила Лариса, глядя в окно.
За окном поезда мелькал пейзаж. Одни деревья сменялись другими, поля становились городами, а потом вновь открывалась пустота. Казалось, что все меняется, но на самом деле все оставалось прежним – просто скорость движения создавала иллюзию изменений.
— Ты когда-нибудь задумывалась, что жизнь – это не конечная точка, а сам процесс движения? — тихо спросил Марк, не отрывая взгляда от окна. — Для тех, кто управляет финансами, кто контролирует потоки денег, мир проносится, как если бы они летели на ракете. Они никогда не видят деталей, только общий фон.
— Они видят один и тот же пейзаж каждый день, — ответил Марк. — Те же улицы, те же лица, одна и та же дорога на работу. Но если внимательно присмотреться, можно увидеть нюансы, малозаметные перемены, которые и создают реальность.
— Это как у Альтшуллера, — вдруг вспомнила Лариса. — Он говорил, что творчество — это поиск новых решений внутри механического процесса. Даже если жизнь повторяется день за днем, если включить наблюдательность, можно научиться находить новое в привычном.
— Именно, — согласился Марк. — Творчество – это способность замедлять взгляд, видеть мир в деталях, а не в размытых вспышках. Только тогда можно что-то изменить.
Лариса посмотрела на Власову и усмехнулась. — Знаешь, — сказала она. — Мы все живем в мире имитаций. Радио, романы, кино, телевидение, популярные виды спорта — все это создает искусственные образы, к которым люди привыкают. Они начинают натягивать на любимых героев совершенно неестественные свойства. Красота автоматически приравнивается к доброте, успешность — к мудрости, а спортсмены кажутся разумными только потому, что достигли физического совершенства.
— Именно, — кивнул Марк. — Люди верят в образы, а не в реальность. Они хотят видеть в мире порядок и гармонию, даже если это всего лишь очередная иллюзия.
Маргарита усмехнулась. — Так почему же вас беспокоит моя работа? Мы просто даем людям то, чего они хотят.
Марк задумался, но ответил спокойно: — Разница в том, что мы не продаем иллюзии. Мы ищем способы, как научиться видеть реальность, даже если она некрасивая.
Их автономия не исчезла — она просто адаптировалась. Имитация стала реальностью, а реальность превратилась в инструмент выживания.
Поезд и пробка на дороге - это наверное те редкие случаи в жизни, когда разные люди становятся ближе к друг другу и время жизни у них течет в этот момент одинаково. И в такие момент - проще найти общие ответы на те вопросы, которые нас беспокоят порой всю жизнь.
Комментариев нет:
Отправить комментарий