Габор был преподавателем математики в одном из ведущих университетов Венгрии. Он обожал свою науку, но каждый год сталкивался с одной и той же проблемой: студенты скучали. Им было трудно увидеть связь между строгими формулами и реальным миром. Однажды, разглядывая камни на берегу Дуная, Габор задумался: как природа придает камням их округлую форму? Можно ли математически описать процесс их формирования?
Так родилась его идея. Он решил разработать методику, которая позволит студентам исследовать реальный мир с помощью математики. Вместе с коллегой Петером Варконьи он начал изучать формы природных тел и нашел удивительный объект — Гёмбёц, трёхмерное выпуклое тело с одной устойчивой и одной неустойчивой точкой равновесия. Это открытие всколыхнуло научный мир, но Габора больше интересовало, как его можно использовать в обучении.
Он предложил студентам практическую задачу: измерить округлость различных камней, используя математическую шкалу, где идеальная сфера имела коэффициент 1, а восьмиугольный кирпич — 8. Собрав данные, они обнаружили, что средняя округлость расколотых камней составляет 5,77. Но что означало это число в процентном выражении, если принять сферу за 0%, а восьмиугольную фигуру за 100%?
Вычисления показали, что коэффициент 5,77 соответствует примерно 68,14% на этой шкале. Это открытие не только дало студентам наглядный пример применения математики, но и позволило глубже понять, как природа сглаживает углы со временем.
С тех пор занятия Габора изменились. Теперь его лекции были полны реальных задач, а студенты с нетерпением ждали следующего эксперимента. Ведь математика — это не просто цифры на бумаге, а язык, с помощью которого можно познать саму суть мира.
А в это время в Америке учитель Джонатан Пирсон решил пойти еще дальше. Он вообще не учил своих учеников математике в традиционном смысле на протяжении пяти лет. Вместо этого он давал им реальные задачи: строить мосты из подручных материалов, рассчитывать оптимальные маршруты путешествий, анализировать движение планет. Когда настало время тестов, его ученики показали результаты, сопоставимые с теми, кто учился по стандартной системе.
Этот эксперимент заставил многих задуматься: а не сделать ли формальные, абстрактные науки следствием постижения реальности детьми? Может быть, вместо того чтобы объяснять математику на бумаге, стоит сначала дать возможность её прожить?
V.Franc, Виталий Ищенко
Комментариев нет:
Отправить комментарий